КазНИИ ГБ прошел процедуру аккредитации медицинских организаций.
Получено свидетельство о присвоении I категории соответствия стандартам национальной аккредитации.
Аккредитация в медицине – это официальное подтверждение наличия в медицинском учреждении высокого уровня медицинского обслуживания населения. Аккредитация в медицине – это гарантия для организаций здравоохранения сохранения конкурентоспособности на рынке медуслуг, также она служит индикатором качества и безопасности оказываемой медицинской помощи. Помимо данных преимуществ, аккредитация медицинских организаций в РК подразумевает преимущество в правомерном получении госзаказа на оказание услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи (ГОБМП) и ОСМС, системе обязательного социального медицинского страхования.
Чтобы получить свидетельство об аккредитации организации, предусмотрены следующие процессы: внутренняя оценка, проводимая самостоятельно организацией, планирующей пройти аккредитацию; внешняя оценка экспертами, включающая: обзор документации; опрос персонала; три вида трейсера в медицине (индивидуальный, системный, профильный); наблюдение; постаккредитационный мониторинг.
Её проходят клиники, деятельность которых составляет не менее 12 месяцев на момент подачи документов на аккредитацию (п. 30). Трейсер в медицине – это целенаправленное прослеживание различных этапов оказания медицинской помощи пациенту или оценка связанных между собой процессов, в которые вовлекаются сотрудники различных подразделений медорганизации.
Аккредитация медицинских организаций будет проводился по обновленным стандартам согласно приказу Министра здравоохранения от 5 июня 2018 года № 325 «О внесении изменения и дополнения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября 2012 года № 676 «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций»». С 25 июня 2018 года аккредитация медицинских организаций приостановлена по необходимости обновления автоматизированной информационной системы МЗ РК «Система управления качеством медицинских услуг» (далее – «СУКМУ») до 20 августа 2018 года.
С момента внедрения национальной аккредитации медицинских организаций, этот выпуск стандартов аккредитации является третьим по счету. Согласно лучшей мировой практике и требованиям ISQua раз в четыре года рекомендуется пересматривать национальные стандарты аккредитации. Первый выпуск стандартов аккредитации для медицинских организаций был выпущен в 2009 году. В 2012 году вступила в силу вторая редакция стандартов аккредитации, на основании которых аккредитованные организации работали до сегодняшнего дня. По стандартам третьего пересмотра будет проводиться аккредитация медицинских организаций в течение следующих четырех лет.
Стандарты разрабатывались экспертными рабочими группами, национальными экспертами из практического здравоохранения, международными экспертами и представителями медицинских организаций. В период за 2016-2017 годы проводилось пилотное тестирование данных стандартов на базе медицинских организаций с их последующей доработкой.
Данные стандарты аккредитации разработаны с учетом рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения (далее – ВОЗ), международных стандартов аккредитации, требований Международного Общества по качеству в сфере здравоохранения (далее – ISQua) и действующих нормативно-правовых актов Республики Казахстан. Новые стандарты отличаются своей детальностью и понятным изложением требований, что минимизирует возможность их неправильной интерпретации. Ранее стандарты аккредитации были неравномерными по смысловой нагрузке и требованиям. Так, ранее один стандарт мог содержать один критерий, в то время как другой стандарт имел от 10 до 15 критериев. В новых стандартах равномерно распределена тяжесть стандартов – каждый стандарт имеет 5 четких измеримых критериев. Сохранена система ранжирования: каждому критерию стандарта присваивается ранг от I до III в зависимости от влияния на безопасность пациента и качество медицинской помощи. «СУКМУ» автоматически подсчитывает введенные баллы согласно ранжированию для исключения человеческого фактора при подсчете баллов.
В содержании стандартов аккредитации появились новые требования из лучшей практики в области корпоративного управления, HR-менеджмента, обращения и применения лекарственных средств, управления качеством, включая выявление и предотвращение медицинских ошибок, и многие другие разделы. Так, впервые в нормативных документах Казахстана появился термин «культура безопасности», что означает поддержание некарательной обстановки в коллективе, при которой безопасность пациента ставится выше профессиональной солидарности. Таким образом, прописаны требования к руководству медицинских организаций, которое должно внедрять и поддерживать культуру безопасности, поощрять выявление инцидентов, и принимать системные меры по улучшению работы. Также обновленные стандарты содержат рекомендации ВОЗ в области инфекционного контроля, контроля использования антибиотиков, а также международные цели безопасности пациента.
Данным приказом были утверждены стандарты аккредитации отдельно для 6 типов медицинских организаций: амбулаторно-поликлинических организаций; стационарных организаций (больниц); служб скорой помощи; организаций восстановительного лечения и медицинской реабилитации; организаций, оказывающих паллиативную помощь и сестринский уход; служб крови. Более того, по инициативе МЗ РК по пяти приоритетным направлениям для снижения смертности в Республике Казахстан от инсульта, инфаркта, онкологии, травматизма и в области родовспоможения были разработаны профильные стандарты для тех медицинских организаций, которые в составе своей структуры имеют такие службы или отделения. Теперь в рамках общих стандартов аккредитации есть специальные разделы для вышеуказанных пяти профильных служб.
Вводимые настоящим приказом новые стандарты аккредитации прошли сертификацию ISQua как стандарты, соответствующие лучшей мировой практике. В международной практике аккредитация медицинских организаций является инструментом улучшения качества и безопасности пациентов. Из стран СНГ Казахстан является единственной страной, которая использует признанную ISQua национальную аккредитацию в целях стандартизации и повышения качества услуг в сфере здравоохранения. Опытом Казахстана заинтересованы другие страны СНГ, с которыми начато сотрудничество по обмену лучшей практикой в области аккредитации.
Согласно Кодекса о здоровье и системе здравоохранения и Правил выбора поставщика медицинских услуг ФСМС, аккредитованные медицинские организации имеют преимущественное право в получении государственного заказа на оказание услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи, в том числе в системе социального медицинского страхования.